Политика

Бывший министр транспорта и дорожного строительства РБ правильно оценил свое моментальное увольнение в связи с задержанием и арестом

Система Хабирова его сразу отрыгнула и не собиралась защищать, поэтому Александр Клебанов абсолютно разумно решил, что ему нет смысла молчать о проделках других голов гидры. И он почти сразу согласился дать показания на них — вплоть до первых лиц. Мы слышали фамилию как минимум Алана Викторовича Марзаева.

Появились также детали эпизода самого Клебанова. Есть информация, что, собственно, взятку он на руки не получал. Сверток передали сначала водителю министра, а он, в свою очередь, передал его супруге. Якобы они оба не знали о том, что находится в свертке.

И вот уже под занавес прошлой недели появилась информация о задержании водителя вице-премьера Алана Марзаева и владельца крупнейшей дорожно-строительной компании «Дортрансстрой» Марата Латыпова. Если с водителем и самим Марзаевым все более или менее понятно, то по Латыпову новость стала бомбой. Его компания забирает самые вкусные подряды по дорогам, ей прощают все косяки и нарушения сроков, она – якорная в зоне «Алга». Марат Латыпов возглавляет созданную властями Ассоциацию застройщиков РБ. Как вы понимаете, Латыпов не просто встроенный в систему бизнесмен, он – особая персона для первых лиц республики. Не станем применять пошлое выражение «их кошелек».

А вот почему с Марзаевым было все понятно? Да потому, что дорожная отрасль и конкретно «Башкиравтодор» его заинтересовали уже давно. Именно он в свое время стал выгодоприобретателем от победы Андрея Назарова над профильным вице-премьером Раифом Абдрахимовым и перевода его в «Башспирт». Когда случилось первое задержание фигурантов по делу «Киви», говорят, что Алан Викторович якобы даже уехал на время в Москву. Тогда ему удалось «зарешать» вопрос, получить поддержку и обещание неприкосновенности. Вице-премьер настолько поверил в себя, что не испугался вступить в конфликт с премьером Назаровым на тему дальнейшей судьбы «Башкиравтодора». Ходят байки, что дошло до прямого рукоприкладства, и премьер победил. В голову приходят аналоги про жабу и гадюку.

Марзаев – лично близкий и доверенный человек для Хабирова. И единственный оставшийся противовес премьер-министру Андрею Назарову, который просто так не желает оставить свой пост.

На последней оперативке глава республики обратился к Марзаеву, как к строителю мечети «Ар-Рахим». А ведь недавно этим строителем был действующий советник Главы РБ, а тогда – министр строительства Ридаль Саетов. Он каким-то чудесным образом передал свои компетенции всеядному Марзаеву?

Хабиров словно слал «месседжи» силовикам, что сдавать этого соратника не будет до последнего. В очередной раз на оперативке Радий Фаритович поручал Марзаеву направления, в которых мало что понимает сам, но мало понимает и Марзаев. Впрочем, Александру Клебанову Радий Хабиров тоже давал поручения и задавал вопросы, но слил его в момент.

То, что Алан Марзаев является не просто целью, а уже объектом разработки силовиков — это было известно давно. Слишком беспардонно этот «варяг» вломился в дорожную сферу республики, АО «Башкиравтодор» и строительство. Здесь он напряг не только руководителя Администрации Главы РБ Максима Забелина, премьера Андрея Назарова, но и представителей силовиков. Как-то по-другому слив о «приключениях» сына вице-премьера трактовать сложно.

Задержание личного водителя Марзаева, который даже не числился в гараже правительства, а, как мы подозреваем, мог быть таким же «передастом свертков», как и водитель Клебанова, является даже не тревожным набатом, а почти стуком в дверь вице-премьера. Обратим внимание, что Александр Клебанов без лишней огласки из СИЗО переехал на домашнее заключение. Водителю Марзаева и Марату Латыпову, судя по картотекам судов, даже не пытались назначить меру пресечения в виде ареста. Любой человек, хоть мало-мальски сталкивавшийся с нашей правоохранительной системой, понимает, что это значит. Это значит, что фигуранты пошли на сотрудничество со следствием. Есть, конечно, риск того, что сейчас на них вышестоящие руководители попытаются оказать давление, но, думаю, это жестко пресекут сотрудники ФСБ.

Вообще, как в этой истории действуют чекисты и следователи, мне нравится. Я не раз выражал тревогу, что уголовное дело Ильдара Юланова замкнется только на нем и владельцах ООО «Киви». Но силовики смогли найти тонкие нити для сотрудничества фигурантов со следствием, которые вытянулись в цепочку на самый верх здания на Тукаева.

Не сомневаемся, что толстая папочка имеется и на самого Башлыгы, но Москва дала добро Хабирову на следующий срок. После событий в Баймаке система спасала не Хабирова, а спасала себя. К тому же, Радий Хабиров лично и республика в целом – на лидирующих позициях по вовлеченности в СВО. Поэтому новый срок Хабирова для Москвы — раздражающий и вынужденный шаг. Прореживание его команды силами ФСБ и следствия является инструментом управляемости региона и самого главы республики. Чтобы меньше зарывался и принимал импульсивные решения.

В башкирском Белом доме сейчас старательно делают вид, что ничего не происходит. В свою очередь, Алан Викторович страстно желает стать для Радия Фаритовича не просто закадычным приятелем, мастером плова и шашлыков, а незаменимым соратником. Иначе я не могу расценивать постановочное предложение якобы от депутатского корпуса из уст Константина Толкачева о передаче полномочий по градостроительной деятельности на уровень республики. В частности, чтобы не муниципалитеты, а органы республиканской власти выдавали разрешения на строительство. На самом деле это – не просто плодить ненужные сущности, а плодить новые коррупционные сущности и возможности для нынешней команды. На уровне муниципалитетов есть, конечно, бюрократия, препоны и даже коррупция. Но перенос полномочий на республику будет означать лишь их масштабирование и централизацию. Земельная реформа, которую провернули несколько лет назад, показывает наглядно, что произошло все именно так, лучше не стало. Просто финансовые потоки ушли наверх. И вот, в команде Хабирова захотели получить еще один поток. И выясняется, что уже пару лет вопрос прорабатывает именно Алан Марзаев. А если он заберет этот новый поток для Радия Фаритовича, то станет для него вот этим незаменимым соратником.

К слову, передача градостроительных полномочий на уровень республики будет означать еще один момент. Окажется, что все эти Градсоветы, Ассоциации застройщиков РБ и прочие конторы, созданные по инициативе самого Главы РБ и с его активным участием, своих функций не выполнили и оказались бесполезными.

Оперативное совещание в Правительстве РБ от 10 июня получилось, на удивление, если не интересным, то знаковым. Ожидаемо об участии башкирской делегации на ПМЭФ рассказали сам Глава РБ и Марго Болычева. Весть о небывалом третьем месте в рейтинге инвестиционной привлекательности по версии АСИ должна была вызвать бурные овации, восторги республиканских СМИ и гордость чиновников. Но не случилось. Даже сами участники оперативки уже приобрели устойчивый иммунитет к бравурным отчетным видосикам и эффектным презентациям. Но, самое главное – вслед за экспертами наши чиновники и сам Радий Хабиров, видимо, осознали, что высокое место в данном рейтинге АСИ не является реальным показателем состояния экономики Башкортостана и социально-экономического самочувствия населения. Чиновники, конечно, могут мне возразить – мол, цифры инвестиций ведь реально растут. Но если начать разбираться, что это за инвестиции, то мы увидим, что в это — в большей части вложения в модернизацию крупных промышленных предприятий на территории республики. А это инвестициями мы называть не можем.

В общем, по итогам ПМЭФ не увидел я у наших первых лиц блеска в глазах. Надеюсь, что это прозрение и осознание вскоре перерастет в понимание того, что реально нужно делать с экономикой региона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *